Цели и задачи оптимизации вузов

28 марта  2013 года, в Астане, в Министерстве образования и науки РК состоялось расширенное совещание по вопросам оптимизации высших учебных заведений.

Задача оптимизации вузов, поставленная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, должна решить главный вопрос – повышения качества казахстанского образования до уровня мировых стандартов.

Депутаты Парламента, руководители вузов страны, члены Республиканского общественного совета, представители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и СМИ обсудили качество высшего образования с целью выработки предложений по оптимизации вузов.

Как известно, в 1991 году в стране функционировало 55 вузов. В первое десятилетие Независимости в республике активно развивался частный сектор, и к 2001 году число вузов достигло максимума - 182. Тем самым была создана конкурентная среда, а в условиях переходной экономики массификация обучения молодежи в вузах снижала остроту проблемы ее занятости.

Однако на сегодняшний день Казахстан продолжает опережать мировые темпы массификации высшего образования. При этом данный процесс не сопровождается таким же ростом качества вузовского образования. Сегодня в развитых странах на 1 миллион населения приходится от 1 до 6 вузов, а в Казахстане в 2011 году было 9 (всего 149 вузов).

По сообщению вице-министра М. Орунханова, результаты госконтроля, показывают, что характерным для системы высшего образования являются преобладание коммерческой формы обучения, массификация и дублирование специальностей в региональном аспекте, преобладание обучающихся по заочной форме обучения. Во многих вузах не соблюдается ГОСО, имеется слабая материально-техническая база, низкое качество знаний студентов, слабый научный потенциал.

При этом преобладание обучающихся на платной основе не ориентировано на потребности рынка труда. Государственный заказ на подготовку специалистов согласован с отраслевыми ведомствами и практически отражает потребность экономики в специалистах. Тем не менее, наблюдается сильный перекос в сторону платной формы обучения по экономическим (97%), юридическим (91%), специальностям услуг (85%) и гуманитарным специальностям (81%). Практически до 80% частных вузов готовят по этим специальностям.

Такая ситуация стала возможной из-за искаженного понимания частного образования. Как правило, плата за обучение в частном вузе не направляется в полной мере на обеспечение качества обучения. Хотя в мировой практике крупнейшие частные вузы, как Гарвард, Йель и др., привлекая средства, руководствуются стремлением повысить престиж вуза за счет качественного обучения и исследований.

Обращаясь к участникам совещания, Министр образования и науки Б. Жумагулов особо подчеркнул, что основная цель оптимизации – создание сильной и конкурентоспособной вузовской системы, в которой будут в равной степени представлены как государственные, так и частные вузы. Все вузы должны иметь мощный кадровый потенциал, современную учебно-лабораторную базу и готовить специалистов, востребованных экономикой. При этом ни один студент не должен испытать на себе негативного воздействия оптимизации. Права и гарантии студентов при закрытии вуза закреплены в Законе «Об образовании». Эти нормы будут беспрекословно выполняться.

По итогам заседания разработаны рекомендации и предложения по дальнейшей оптимизации вузов Республики Казахстан.

Источник edu.gov.kz

Обучение: 
Страны: