Рейтинг ВУЗов Казахстана 2012 или кого предпочитают работодатели

Рейтинг ВУЗов Казахстана 2012 или кого предпочитают работодатели, Университет

Ежегодно в казахстанские ВУЗы поступает более 100 тыс. выпускников школ. Все они, так или иначе, сталкиваются с проблемой выбора подходящего ВУЗа, а после получения высшего образования – с трудностями трудоустройства.

Настоящее исследование, проведенное исследовательским агентством «Рейтинг.KZ» в мае-июне 2012 года, призвано помочь потенциальным абитуриентам сделать правильный выбор и подобрать тот ВУЗ, который даст им наиболее качественное образование.

ОЦЕНКА HR-СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

Нижеследующие данные составлены по результатам опроса 72 руководителей крупных компаний и специалистов их HR отделов. Главный вопрос, по результатам ответов на который был составлен рейтинг, звучал следующим образом: «Опираясь на свой опыт, отметьте, пожалуйста, из приведенного ниже списка ВУЗов те, которые, по Вашему мнению, дают наиболее качественное образование в сфере деятельности Вашей компании».

ВУЗы, отмеченные респондентами большее количество раз, заняли более высокое положение в таблице. Мнение экспертов распределилось следующим образом:

Таким образом, наибольшим доверием среди HR-специалистов и руководителей компаний пользуются Университет КИМЭП, Казахстанско-Британский технический университет, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Международная академия бизнеса и Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Примечательно, что две позиции в лидирующей тройке заняли частные ВУЗы, стоимость обучения в которых является одной из самых высоких по стране. Это предполагает, что вложение значительных средств в высшее образование повышает шансы на успешное трудоустройство.

Судя по результатам исследования, частные образовательные учреждения пользуются большим авторитетом среди работодателей, чем государственные ВУЗы. В связи с этим государственно-частная модель высшего образования оказалась оправданной в Казахстане.

Большинство региональных ВУЗов имеют низкий авторитет среди крупных компаний как потенциальных работодателей их выпускников. Так, четыре ВУЗа (ЗКАТУ им. Жангир-хана, КГУТИ им. Ш. Есенова, ЮКГУ, и ВКГУ) вообще не получили оценок со стороны респондентов. Отчасти это можно объяснить тем фактом, что большинство из HR-специалистов ведут свою основную профессиональную деятельность в Алматы и Астане, а значит, редко встречаются с претендентами на работу, окончившими региональные ВУЗы.

Подавляюще большинство HR-специалистов и руководителей компаний (67%) используют практику приема на работу вчерашних выпускников ВУЗов. При этом почти треть компаний (30%) предпочитают обновлять свой штат за счет набора опытных сотрудников.

Данные показатели во много объясняют существующую проблему первичного трудоустройства выпускников. Руководство многих компаний не чувствует своей ответственности за пополнение рынка труда новыми квалифицированными специалистами.

Большинство респондентов (53%) ответили, что при приеме на работу выпускники авторитетных для них ВУЗов имеют определенное преимущество перед другими претендентами. При этом значительная часть опрошенных (40%) заверяют, что все претенденты при приеме на работу находятся в равных условиях вне зависимости от полученного образования.

Абсолютное большинство респондентов (69,4%) отметили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими ВУЗами в процессе подготовки специалистов. Данный факт подтверждает отсутствие заинтересованности большинства компаний работающих в Казахстане в долгосрочном вложении средств в развитие их кадрового потенциала. Отчасти это обстоятельство можно объяснить переизбытком молодых кадров с высшим образованием.

Единственным ВУЗом, с которым сотрудничает заметное число компаний, чьи представители приняли участие в опросе, был признан КИМЭП (13,9%). Необходимо отметить, что по данному критерию лидируют ВУЗы, администрация которых проводит методическую работу по налаживанию сотрудничества с ключевыми профильными компаниями. Это обстоятельство является важным показателем, характеризующим с лучшей стороны качество образования в таком ВУЗе.

По мнению абсолютного большинства респондентов (69,4%), наиболее качественное образование в сфере деятельности их компаний за рубежом дают российские ВУЗы. Хорошее качество образования в России, видимо, можно объяснить ментальной близостью наших стран, а также схожестью моделей бизнеса в них.

Вопреки распространенному мнению о хороших перспективах трудоустройства по окончанию ВУЗов дальнего зарубежья, участники опроса оценили качество обучения в них сравнительно не высоко. Второе место по качеству образования заняли британские (44,4%), а третье – американские (36,1%) ВУЗы.

Такие результаты ставят под сомнение эффективность обучения казахстанских студентов за рубежом и во многом объясняют существующие проблемы с трудоустройством казахстанских выпускников иностранных ВУЗов у себя на родине, особенно, в негосударственных компаниях.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В целом, настоящее исследование позволило выявить, что основным критерием оценки качества высшего образования в том или ином ВУЗе Казахстана является успешность трудоустройства его выпускников.

Вместе с тем наибольшее влияние на эту успешность оказывают не столько статус и сформированный, причем в большинстве случаев еще с советского времени, имидж отечественных ВУЗов, а также качество полученного обучившимися в них гражданами образования, сколько уровень восприятия соответствующих ВУЗов потенциальными работодателями.

Выбор последних в пользу Университета КИМЭП, Казахстанско-Британского технического университета и Международной академии бизнеса дает основание предполагать, что определенная часть казахстанских работодателей соответствующего уровня в процессе найма новых кадров делают ставку на них не только как на специалистов в той или иной сфере, но и как на самодостаточных и сравнительно благополучных в материальном отношении граждан.

Иначе говоря, факторы, позволяющие характеризовать выпускников различных ВУЗов в социально-психологическом отношении, способны оказать большее влияние на их трудоустройство на более-менее престижную и хорошо оплачиваемую работу, нежели приобретенная ими специальность и факт ее получения в конкретном ВУЗе.

Еще более важным результатом настоящего исследования является выявление предпочтений потенциальных работодателей в пользу выпускников ВУЗов, готовящих специалистов по различным техническим специальностям (КБТУ, КазНТУ им. К.И. Сатпаева, ВКГТУ им. Даулета Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа и Алматинский университет энергетики и связи). Это обстоятельство подтверждает необходимость увеличения уровня профессиональной подготовки инженерно-технических кадров для различных отраслей экономики страны.

Сравнительно низкие места в полученном рейтинге таких региональных ВУЗов, как Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Даулета Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа, Карагандинский государственный университет имени Букетова, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова и т.д., не означают их неконкурентоспособность по отношению к другим ВУЗам. Как правило, выпускники данных ВУЗов вполне способны найти относительно подходящую работу в соответствующих регионах.

В целях же положительного решения вопроса относительно занятости выпускников отечественных ВУЗов представляется целесообразным:

  1. Развивать взаимоотношения ВУЗов, независимо от формы их собственности, с компаниями и организациями квазигосударственного (холдинги, национальные компании и т.д.) и частного секторов с целью стимулирования заинтересованности и участия в той или иной форме (например, своего рода шефство) данных компаний и организаций в подготовке ВУЗами специалистов в соответствующих сферах (отраслях) при обязательном трудоустройстве таковых по завершению ими обучения в ВУЗах.
  2. Установить квоты в государственных органах, а также на предприятиях и в организациях с государственным участием, для обеспечения трудоустройства выпускников государственных высших учебных заведений.
  3. Стимулировать заинтересованность самих ВУЗов предоставлять рабочие места своим выпускникам в качестве своих преподавателей.

Данные по исследованию предоставлены компанией Рейтинг.kz.

Категории и рубрики: 
Обучение: 

Комментарии

Аватар пользователя Жаркын

Не правильный рейтинг