Проблемы казахстанского образования

22-23 августа в Астане состоялось Республиканское педагогическое совещание работников образования «Качественное образование и воспитание приоритет государственной политики Казахстана». Мероприятие было нацелено на определение стратегических приоритетов повышения качества образования и воспитания в условиях модернизации системы образования республики.

В своем выступлении на Совещании Министр образования и науки Б. Жумагулов отметил, что в отечественном образовании как в высшем, так и в среднем и средне-специальном, довольно много проблем.

Несмотря на то что в сферу образования вкладываются миллиарды, недочетов по-прежнему остается много.  Медленными темпами идет работа и по ликвидации трехсменных и аварийных школ. А ведь это немаловажный вопрос в связи с переходом в 2015 году на 12-летнее образование. В целом по стране остается высокий дефицит ученических мест – 73,5 тысяч. «Позавчера на совещании под председательством Премьер-министра была жесткая критика в адрес министерства и акимов областей по данному вопросу. Есть поручение Главы правительства провести полный анализ в разрезе каждой школы, каждого района по аварийным и трехсменным школам, пищеблокам, подвозу детей», - отметил министр.

Еще одно важное направление - компьютеризация. Жумагулов отметил, что в новом цифровом пространстве «наши дети плавают как рыбы» в отличие от педагогов. Поэтому, уверен глава МОН, сегодня учителям необходимо владеть технологиями сетевых коммуникаций, руководствуясь собственным опытом, знать достоинства и недостатки виртуального пространства и главное - активно использовать такие технологии.

Затронул Жумагулов и вопросы единого национального тестирования. С одной стороны, положительные сдвиги есть - средний балл ЕНТ  по казахскому языку в школах с русским языком обучения стал выше, чем по другим обязательным предметам. С другой - наши дети не умеют рассуждать, сопоставлять и формулировать выводы и аргументировать ответы.

Обеспокоены в министерстве и обстановкой в сфере технического и профессионального образования (ТиПО). Дважды было проведено комплексное тестирование для выпускников этих учебных заведений, и результаты не радуют. - Только 30 процентов преодолели пороговый балл, тогда как выпускники школ прошлых лет, также сдававшие комплексное тестирование, показали 60 процентов, - констатировал Жумагулов.

Таким образом, в системе ТиПО среднее образование дается хуже, чем в школах. Еще одна проблема в этой сфере - невостребованность кадров. По прямым заказам работодателей в организациях технического и профессионального образования обучаются всего 5 тысяч студентов, что составляет менее одного процента контингента колледжей. И над этой цифрой надо задуматься.

Вызывает вопрос и качество высшего образования. Ни для кого не секрет, что заочное обучение является менее качественным. Так вот, в Казахстане, как оказалось, больше половины студентов - заочники, если в стране в среднем ежегодно выпускается около 170 тыс выпускников, из них почти 100 тыс – это «заочники». О каком качестве вообще можно говорить?», - вопросил глава ведомства.

В этой связи он подчеркнул, что отныне в вопросе соотношения очного и заочного контингента министерство будет занимать более жесткую позицию. 

Источник: www.zakon.kz

Обучение: